Как отрегулировать сцепление на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82, и МТЗ-82.1

Регулировка сцепления на тракторе МТЗ является одной из важных процедур в обслуживании данного вида техники. Она позволяет корректно настроить работу муфты сцепления, что, в свою очередь, улучшит качество ее работы и продлит срок службы. Сцепление на тракторе МТЗ 80, 80.1 и МТЗ 82, 82.1 является важной составляющей механизма передачи мощности от двигателя к колесам трактора. Его работоспособность и производительность напрямую зависят от регулярного технического обслуживания и правильной настройки.
В этой процедуре обычно выделяют два основных этапа - установку отжимных рычагов-лапок относительно ступицы корзины и регулировку свободного хода педали управления муфтой сцепления.

Первый этап связан с определением положения отжимных рычагов-лапок в отношении ступицы корзины. Для этого необходимо установить трактор на ровной поверхности и отсоединить карданный вал главной передачи от коробки передач. Затем нужно открутить регулировочные болты на отжимных рычагах и повернуть их на угол 180 градусов, чтобы обеспечить наилучший контакт лапок с диском сцепления. После этого необходимо затянуть регулировочные болты и убедиться в правильном положении отжимных рычагов.
Второй этап регулировки связан с контролем и настройкой свободного хода педали управления муфтой сцепления. Для этого нужно включить передачу в так называемую "нейтральную" позицию и проверить, как свободно перемещается педаль сцепления. Если в процессе этой проверки обнаруживается зазор, то следует отрегулировать гайки, расположенные на тягах педали и механизме управления муфтой сцепления до получения необходимого свободного хода.

Регулировка зазоров лапок сцепления

Первый этап регулировки сцепления на тракторе МТЗ 80 и МТЗ 82 - это регулировка зазоров лапок сцепления. Эта процедура должна проводиться при остановленном двигателе и поставленном на тормоз тракторе.
Первым шагом необходимо проверить зазор между выжимным подшипником и выжимными рычагами. Для этого следует снять лючок муфты сцепления и провернуть коленчатый вал двигателя до тех пор, пока в лючке не появится отжимной рычаг с регулировочным винтом. Затем используя щуп толщиной 3 мм, следует проверить зазор между выжимным подшипником и выжимными рычагами. Если зазор требует регулировки, необходимо выполнить следующие действия:
  • Расконтрогаить регулировочный винт;
  • Отверткой с короткой рукояткой повернуть винт до тех пор, пока рычаг не начнет прижимать щуп к выжимному подшипнику. При этом щуп должен с небольшим усилием проходить между выжимным подшипником и выжимным рычагом;
  • Затем надежно законтрогировать регулировочный винт контргайкой.
После выполнения данной операции необходимо повернуть коленчатый вал, чтобы провернуть следующий выжимной рычаг и повторить операцию. Разница этого размера, для всех выжимных рычагов, не должна превышать 0,3 мм. После регулировки зазоров необходимо установить лючок муфты сцепления на место.

После окончания регулировки зазоров лапок сцепления на тракторе МТЗ 80 и МТЗ 82 необходимо также проверить свободный ход педали сцепления. Для этого нужно нажать педаль сцепления до упора и убедиться, что расстояние между креплением педали и кабиной не превышает 80 мм. Если свободный ход больше 80 мм, то необходимо отрегулировать его до нормы.

Регулировка свободного хода педали сцепления

Для выполнения регулировки свободного хода педали управления сцеплением на тракторе МТЗ 80, 82 необходимо выполнить следующие действия. Процедура начинается с проверки хода педали сцепления при помощи линейки. Линейку устанавливают так, чтобы она упиралась в пол и прижималась к педали. Затем педаль сцепления нажимают до упора выжимного подшипника в рычаг включения сцепления. По делениям линейки устанавливается величина свободного хода педали сцепления.
Для трактора МТЗ-80 и МТЗ-82 величина свободного хода должна находиться в пределах 40-45 мм. Полный ход педали сцепления МТЗ 80, 82 должен составлять 175 мм. Свободный ход педали сцепления регулируется вращением тяги. В отпущенном положении рычаг педали должен упираться в пол кабины трактора. В противном случае, необходимо добиться этого постепенно выкручивая упорный болт из кронштейна.
Если проводимой регулировкой не удается добиться требуемых параметров, следует ослабить болт крепления кронштейна и провернуть его в сторону пружины по часовой стрелке. После этого необходимо повторно проверить ход педали сцепления при помощи линейки.

Необходимо помнить, что не следует держать ногу на педали во время работы трактора, так как это увеличивает скорость износа. Муфту сцепления следует включать плавно, не оставляя ее в промежуточном состоянии. Также муфта сцепления не должна быть выключенной на протяжении длительного времени.
Если в ходе процедуры регулировки было обнаружено, что определенные запчасти муфты сцепления подлежат замене, необходимо купить качественные комплектующие. В противном случае, работа трактора может быть нарушена, что приведет к увеличению времени работ и затрат на его ремонт.

В заключении

При регулировке сцепления на тракторе МТЗ 80 и МТЗ 82 необходимо соблюдать меры предосторожности, такие как использование перчаток и защитных очков, а также придерживаться инструкций, предоставленных в руководстве по эксплуатации трактора. Регулярное техобслуживание и правильная настройка сцепления – залог стабильной и надежной работы трактора.
Таким образом, правильная регулировка сцепления на тракторе позволяет улучшить качество его работы и повысить его ресурс. Рекомендуется выполнять данную процедуру регулярно, следуя рекомендациям производителя.
Популярные статьи